Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                   ШИНЫ 

Яндекс.Метрика
 
Эффективности использования карьерного автомобильного транспорта

Критерии эффективности использования карьерного автомобильного транспорта

  • Современные самосвалы, используемые в карьерах, являются более крупногабаритными, более мощными, скоростными и соответственно более производительными, чем их предшественники. Однако в ряде случаев после осуществления крупных вложений в приобретение новой транспортной техники горнодобывающие предприятия не получают ожидаемого улучшения экономических показателей. 

    Исследованием установлено, что эффективность использования карьерного автомобильного транспорта зависит от многих эксплуатационных факторов, которые поддаются оценке и анализу.
Многолетние обследования результатов эксплуатации самосвалов на предприятиях с различными геологическими и климатическими условиями позволили разработать поправочные коэффициенты к существующим нормативным справочникам по эксплуатации машин. Указанные коэффициенты применяют эксплуатационные и производственно- технические службы автохозяйств, преследуя цель наиболее эффективной эксплуатации существующего парка самосвалов, создания необходимого оборотного фонда узлов и агрегатов, определения трудоемкости эксплуатации карьерных самосвалов, организации технически оснащенных диагностическим оборудованием и экспресс лабораториями зон ремонта, постов (линий) обслуживания, и т.д.
   Определены среднестатистические показатели трудоемкости эксплуатации самосвалов, позволяющие оптимизировать затраты по заработной плате водителей и технического персонала, участвующего в техническом обслуживании и ремонте самосвалов.
Общая трудоемкость эксплуатации карьерного автотранспорта представляет собой отношение суммы трудовых затрат всех работающих к объему перевозок или грузооборота. На каждые 1000 т. перевезенной горной массы общие трудовые затраты составляют 40-60 чел. ч. при эксплуатации самосвалов грузоподъемностью 30 тн. и более. Этот показатель на 1000 т.км. составляет 20-62 чел.ч., на 1000 км. общего пробега он равен 210-280 чел.ч.
Удельные трудовые затраты водителей на линии, т.е. технологическая трудоемкость, составляет 25-30% общей.
     Трудоемкость технического обслуживания и ремонта самосвалов, представляющая сумму трудовых затрат ремонтного персонала, отнесенную к единице объема перевозок или грузооборота, составляет 33-65% общей.
Численность рабочих, занятых техническим обслуживанием в автохозяйствах, составляет, как правило 4-5%. Увеличение численности этой категории рабочих в 2-3 раза позволяет снизить трудовые затраты текущих ремонтов на 25-35% по сравнению с существующим положением.
     При эксплуатации самосвалов -7540, -7548 численность рабочих, занятых на техническом обслуживании, должна составлять не менее 10-14% общей. На каждые 1000км. пробега трудовые затраты на обслуживание и ремонт составляют 95-150 чел.ч.
    Среднетехническая и эксплуатационная скорость движения самосвалов повышается в 2-2,5 раза с увеличением расстояния транспортировки от 1,1 до 3,0 км., в связи с чем сменный пробег, составляет 60-130 км. для различных карьеров и зависит главным образом от горнотехнических условий. Поэтому трудовые затраты ремонтного персонала на 1000 км. пробега не в полной мере характеризуют трудоемкость технического обслуживания и ремонта.

    Усредненные показатели трудоемкости обслуживания и ремонта самосвалов:
№ Наименование показателя                                                                                                Показатель
1 Число ремонтных рабочих на один списочный самосвал                                                          1,47
2 Доля рабочих на ТО от общего числа обслуживающих и ремонтных рабочих, %                   15,21
3 Трудовые затраты водителей, % на линии                                                                                71,82
4 Трудовые затраты водителей, % в ремонте                                                                              28,18
5 Трудовые затраты обслуживания и ремонта на одну отработанную машино-смену, чел.ч. 12,65

 Трудовые затраты на ТО и ремонт самосвалов

№ Модель самосвала     ЕО      ТО-1    ТО-2      СО        ТР
1 Карьерный самосвал-7540                 1,22     17,00     59,00    64,00   80,00
2 Карьерный самосвал-7548                 1,25    17,10    60,10     66,10    85,00

 Распределение трудовых затрат текущего ремонта самосвалов по видам работ (%)

№ Виды работ Карьерный самосвал-7540 Карьерный самосвал-7548

1 Разборочно-сборочные 52 49
2 Регулировочные 12 14
3 Электротехнические 4 5
4 Шиномонтажные 10 10
5 Сварочные 7 6
6 Станочные 6 6
7 Кузнечные 1 2
8 Моечные 8 8

    Кроме того, определена зависимость производительности самосвалов от состояния карьерных дорог. Поддержание дорожного полотна в соответствии с требованием эксплуатационной документации, повышает эффективность эксплуатации машин. Карьерные дороги высокого качества позволяют самосвалам двигаться с большей скоростью и перевозить большее количество груза. В ряде случаев снижение сопротивления качению позволяет уменьшить парк самосвалов на одну – две единицы, сохраняя при этом объемы перевозок. Качественные карьерные дороги снижают влияние динамического воздействия на транспортные средства, что уменьшает расходы на ремонт и поддержание их в работоспособном состоянии, увеличивает ходимость шин. 

Важным критерием качества карьерной дороги является сопротивление качению – показатель силы, которая должна быть преодолена колесом при движении его по поверхности. Опыт показал, что в расчете на каждую тонну массы минимальное сопротивление качению, которое должно быть преодолено колесом при движении транспортного средства, составляет около 20 кг.(200н). При движении машины вверх по наклонной плоскости возникает добавочное сопротивление. Необходимо отметить, что при возрастании коэффициента сопротивлению в 3,6 раза, потребление самосвалом горючего возрастает в 1,46 раз.

     Технико-экономические показатели автоперевозок в зависимости от сопротивления качению на карьерных дорогах:
Показатели Сопротивление качению, %                                                                                 3 7 11

Часовая производительность самосвала при 60% эффективности работы, т                    384 267 102
Годовая производительность самосвала, млн.тн                                                                1,54 1,07 0,77
Необходимое число самосвалов                                                                                               3 5 6
Годовая производительность парка самосвалов, млн.т                                                       4,6 5,3 4,6
Число используемых тяжелых грейдеров, шт                                                                          1 0,5 -
Годовые эксплуатационные расходы по парку дорожно-транспортных машин, млн.дол. 2,2 3,0 3,3

         И, в заключение, рассмотрим полученные данные по себестоимости в ремонтном производстве. 

Конструктивные качества автомобилей и длительность их эксплуатации, с точки зрения затрат на ремонтные работы, могут быть выражены отношением годовых затрат на ремонт автомобиля к цене автомобиля. В подавляющей их массе годовые затраты на ремонт во всем их комплексе составляют в среднем 50-65%.
По мере увеличения срока эксплуатации карьерного самосвала, затраты на ремонтные работы повышаются и составляют к его стоимости через 2 года – 24%; через 4 – 46%; через 6 – 75%; через 8 – 92% и через 10 лет – 100%.
      Это обусловлено неравной прочностью узлов и агрегатов машин, при которой число изнашиваемых деталей ежегодно возрастает и требует большего объема ремонтных работ.
Особое влияние на ремонт оказывают те условия эксплуатации самосвалов, которые могут быть охарактеризованы удельным расходом топлива, выражающим диапазон интенсивности работы (нагрузки) основных узлов и агрегатов, следовательно, и интенсивности их износа.
      Степень сохранности объектов ремонта при хранении или ожидании ремонта, а также в процессе разборки и деффектовки, влияет на уровень себестоимости ремонта в пределах 10%.
Расширение восстановления деталей становится экономически целесообразным при мощности более 500 ремонтов.
    В себестоимости ремонта самосвала трудовые и материальные затраты по первичным элементам составляют 95%.

В их числе:
заработная плата 43%;
материалы, топливо, электроэнергия 17%;
запасные части 35%.

     Таким образом, установленные нормативные трудоемкости обслуживания и ремонта самосвалов и коэффициенты их корректировки в зависимости от горнотехнических и дорожных условий эксплуатации машин, пробега с начала эксплуатации, природно-климатических условий и размеров автотранспортных предприятий, позволяют определить трудоемкости обслуживания и ремонта самосвалов для конкретных условий эксплуатации и «возраста» парка, а также планировать перспективу затрат при изменении структурных факторов.

По материалам:
«Организация технической эксплуатации карьерного автомобильного транспорта»,издательство «Недра» 1973;
«Совершенствование эксплуатации и ремонта автотранспорта на угольных разрезах», Челябинск, 1970;
«Объекты перевозок, их месторасположение, перемещение, транспортные процессы, ресурсы», Минск, 1995. Горный журнал. №4.1994.  

Эффективности использования карьерного автомобильного транспорта

одержание