Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                   ШИНЫ 

Яндекс.Метрика
 
Резервы эффективной эксплуатации карьерного транспорта

ПО «БЕЛАЗ» . Резервы эффективной эксплуатации карьерного транспорта

Интенсификация производства на угольных разрезах и горных перерабатывающих предприятиях в значительной степени зависит от работы карьерного технологического автотранспорта. Однако результаты анализа эксплуатации свидетельствуют о том, что его функциональный потенциал используется не полностью, главным образом по причине несовершенной системы сервисного, технического обслуживания и ремонта. Существует большая диспропорция: потребности в техническом обслуживании, ремонте и - их качественном осуществлении.
Самосвалы производства Белорусского автомобильного завода - основной карьерный технологический транспорт, который используется на открытых горных разработках Восточной Сибири и Забайкалья. На предприятиях работают следующие модели: – 7540; 7522; 75405 грузоподъемностью 30 тн., – 7548; 75485; 7523 грузоподъемностью 42 тн., и – 7519; 7512; 75121 грузоподъемностью 110 и 120 тн.
Существенную помощь в повышении надежности и оптимизации эксплуатационных параметров карьерных самосвалов оказали работы З.Л. Сироткина, А.Н. Казареза, В.Ф. Ванчукевича, В.С. Апанасенко, В.Г. Крамаренко, Н.Я. Говорущенко, В.С. Холунова, Н.М. Гусевой, Ф.Н. Авдонькина, И.В. Барашкова, И.В. Чепурный, В.Г. Байер, А.М. Шейнина.
Особого внимания заслуживают работы в области повышения экономических показателей работы карьерного транспорта, что является насущным и приемлемым в настоящее время, имеют наибольшее практическое значение.
Совершенствование организации и планирования авторемонтного производства с применением экономико-математических методов, влияние эксплуатационных факторов на трудоемкость текущих ремонтов, влияние организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в повышении производительности труда ремонтных рабочих, исследование путей согласования экономических интересов автотранспортных и авторемонтных предприятий, методы управления экономическими рисками автотранспортного предприятия на основе портфельного подхода, организационно-методические основы внедрения контроллинга на грузовых автотранспортных предприятиях – вот краткий перечень вопросов, исследуемых в работах Чеснаковой Л.С., Холунова В.С., Ягмырова М.Г., Рудаковой Т.В., Петровой В.П., Сапрыкина И.Г., Клещ С.А., Бочкова С.П., Рогова М.А., Подтикан Т.В., Гусевой Н.М..
Изменение технико-экономических показателей работы технологического автотранспорта при внедрении комплексного (полного) сервисного обслуживания в зависимости от потребности автохозяйства, до настоящего времени не исследовались. Основным проблемным вопросом, решение которого позволит повысить эффективность эксплуатации самосвалов, является индивидуальная разработка экономического обоснования целесообразности внедрения комплексного сервисного обслуживания для каждого предприятия, исходя из его реальных условий работы, определения выгоды как для эксплуатационного предприятия, так и для регионального сервисного центра.
К тому же, полное сервисное обслуживание, безусловно, представляет собой прекрасную основу для установления тесных связей между предприятием – изготовителем, сервисным предприятием и заказчиком и способствует созданию постоянной клиентуры.
Подготовка к эксплуатации и полное техническое обслуживание помогают заказчику приобрести технику, приспособить ее к существующим условиям работы, запустить в эксплуатацию, а затем содержать ее в технически исправном состоянии во время всего жизненного цикла.
Поддержание карьерного транспорта в рабочем состоянии требует в совокупности специализированные операции, сравнительно легко выделяемые из основной деятельности горного предприятия: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, восстановление, модернизация, предоставление дополнительного гаражного и специального оборудования и т.д. Указанные операции соответствуют определенному виду деятельности, которая имеет свою специализацию, логистику и стратегию. Сложившаяся же структура горных предприятий включает содержание транспортных цехов, как правило, универсальных ремонтных мастерских и участков, где производится ремонт обычно всего спектра горной техники. А при существующей технической сложности современного карьерного транспорта, без узкой специализации обслуживания и ремонта самосвалов, добиться высоких экономических показателей эксплуатации невозможно.

Итак, вернемся к основным понятиям и принципам современного сервиса. Принимая во внимание специфику поставленного вопроса, хотелось бы дать несколько расширенное определение сервиса, его принципов, видов, задач и подходов.

Сервис – это система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, а также экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.

Возрастающее значение сервисного обслуживания обусловлено следующими устойчивыми объективными тенденциями:
возрастание сложности промышленных изделий и вследствие этого появление дополнительных требований к квалификации кадров эксплуатационников, к качеству проведения ремонтных и обслуживающих работ;
быстрое моральное старение техники, вызванное ускорением научно-технического прогресса, которое приводит к необходимости выполнения модернизации;
повышение требований к качеству техники вследствие изменения ситуации в отношениях между производителем и потребителем.

На общепринятых нормах, соблюдение которых предостерегает производителя услуг от ошибок, строятся cледующие принципы сервиса:

1. Обязательность предложения.
В глобальном масштабе компании, производящие высококачественные товары, но плохо обеспечивающие их сопутствующими услугами, ставят себя в очень невыгодное положение.
2. Необязательность использования.
Фирма не должна навязывать клиенту сервис.
3. Эластичность сервиса.
Комплекс сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных.
4. Удобство сервиса.
Услуги должны предоставляться в том месте, в такое время и такой форме, которые устраивают покупателя.
5. Техническая адекватность сервиса.
Потребителя интересуют свои проблемы, а не проблемы производителя. Поэтому технический уровень технологии сервиса должен быть адекватен производственному, чтобы достичь соответствующего качества.
6. Информационная отдача сервиса.
Руководство производителя должно реагировать на информацию, которую предоставляет служба сервиса, относительно эксплуатации продукции, качества, приемах сервиса.
7. Разумная ценовая политика в сфере сервиса.
Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения техники производителя и инструментом для завоевания доверия заказчика.
8. Гарантированное соответствие производства сервису.
Производитель должен строго и жестко соразмерять производственные мощности с возможностями сервиса и никогда не поставит клиента в условия «обслужи себя сам».

По временным параметрам сервисное обслуживание подразделяется на предпродажное и послепродажное, а последнее – на гарантийное и послегарантийное.

Существуют следующие виды сервиса по содержанию работ:
жесткий сервис – включает все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров работы техники;
мягкий сервис – комплекс услуг, связанных с более эффективной эксплуатацией продукции в конкретных условиях у данного потребителя;
техническая поддержка (запасные части, приспособления, специальный инструмент), остальное выполняет потребитель.

Указанные виды сервиса относятся к прямому сервису. Однако, существует и косвенный сервис, который прямого отношения к эксплуатации техники не имеет, но потребителю эти услуги приятны и полезны. Таким образом, косвенный сервис, хотя и сложными путями, но вносит свой вклад в успехи фирмы.

Кратко обозначим основные подходы к осуществлению сервиса:

негативный подход;
исследовательский подход;
сервис как хозяйственная деятельность;
сервис – обязанность поставщика;
сервис – обязанность производителя;
ограниченная ответственность;
сервис – средство в конкурентной борьбе;
цель – оптимальное качество;
социально – экономический подход.


И последнее, сервисная политика охватывает систему действий и решений, связанных с формированием у заказчика убеждения, что с покупкой конкретного изделия или комплекса, он гарантирует себе надежные тылы и может концентрироваться на выполнении своих основных обязанностей.
Оценка эффективности использования карьерных самосвалов основана на применении общих экономических показателей эксплуатации транспорта. Одними из основных, принято считать коэффициенты: технической готовности, использования парка, грузоподъемности и пробега. В связи с тем, что нами рассматривается вопрос сервисного обслуживания, основным результатом в этом случае преследуется следующий: – машина должна быть исправна и готова к выходу на линию.
В настоящее время недопустимо эксплуатировать самосвалы до поломки, а затем ремонтировать. Сервисное техническое обслуживание преследует упреждающую тактику. Карьерная транспортная техника предназначена для работы в тяжелых условиях, однако ни одна конструкция не в состоянии выдержать последствия небрежного обслуживания, неправильной эксплуатации, неквалифицированного ремонта. В этом случае, служба сервисного обслуживания максимально использует все имеющиеся возможности для того, чтобы упреждающим образом вмешиваться в эксплуатацию машин, выполнять обслуживание и ремонт, пока он не трудоемок, не осложнен поломками, не требует дополнительных, существенных расходов и длительных простоев.
Приведенное в пример утверждение необходимости сервисного обслуживания, достаточно общее. Но даже при этом, просматривается критерий оценки результатов – объем затрат.
Как и в любом другом направлении производства или сфере услуг, разработке стратегии развития сервисного обслуживания предшествуют маркетинговые исследования. Но в отличие от маркетинга продвижения товара на рынок или маркетинга продаж, маркетинг сервисной деятельности наиболее специфичный.

Схематично этапы работ можно представить в следующей последовательности:

1. Исследование и определение системы показателей (индивидуально для каждого горного предприятия с учетом направления работ и принадлежности) при помощи которой дается качественная оценка эффективности работы карьерного транспорта.
2. Определение коэффициентов, влияющих на показатели эффективности использования самосвалов.
3. Выявление коэффициентов из группы, основных и второстепенных.
4. Определение влияния количественного изменения коэффициентов на показатели эффективности.
5. Расчет уровня изменения коэффициентов, для достижения заданных параметров показателей эффективности.
6. Использование полученных расчетов на экспериментальной модели, корректировка.

Фактически работа выполняется с использованием ТЭП эксплуатации карьерных самосвалов Карьерный самосвал-7540, 7548,7512 грузоподъемностью 30, 42,120 тн. соответственно.
На первом этапе анализируются экономические показатели работы транспорта на угольных разрезах и горных обогатительных комбинатах.

Производятся:
обследование условий эксплуатации машин;
оценка состояния производственно-технической базы АТП;
оснащенности зон ТО и ТР;
оценка организационно-управленческой структуры;
обеспеченность кадрами и их качественный состав и т.д.;
Составляется техническое освидетельствование парка самосвалов.


Для получения более подробной и системной информации, являющейся фундаментом исследования, разработана система анкетирования, охватывающая все технико-экономические показатели, связанные с работой карьерных самосвалов.

Производственным объединением «БЕЛАЗ» рекомендованы следующие предприятия региона для предложения разработки и внедрения комплекса сервисных услуг:

- Черемховская автобаза ОАО « Востсибуголь»;
- Разрез « Тугнуйский» ОАО « Востсибуголь»;
- ОАО «Разрез Харанорский»;
- АООТ «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»;
- АООТ «Забайкальский ГОК».

Далее, проводится анализ полученных технико-экономических показателей, и выявляются факторы, влияющие на эффективность работы самосвалов, исходя из конкретных условий и возможностей каждого предприятия.
Важнейшим этапом работы, при переходе на полное техническое обслуживание, следует считать разработку механизма согласования экономических интересов автотранспортного предприятия и технического центра, организации их взаимодействия. При этом необходимо понимать, что сервисным центром гарантируется необходимый для транспортного предприятия коэффициент технической готовности парка самосвалов, а суммарно отработанные мото-часы самосвалов на линии показывают эффективность работы сервисного центра.
Расчет требуемых инвестиций для внедрения полного технического обслуживания и сроков окупаемости проекта, определение возможных рисков, снижение вероятности рисковых ситуаций и защита от их наступления – заключительные этапы работы.

Настоящая статья посвящена некоторым вопросам развития сервисного обеспечения карьерного транспорта, поиску резервов в повышении технико-экономических показателей эксплуатации машин. Материал не может быть исчерпывающим и окончательным, поэтому надеемся на дальнейшее обсуждение вопросов по затронутой тематике как с заинтересованными специалистами в рабочем порядке, так и на дальнейшую публикацию новых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разработок.

Резервы эффективной эксплуатации карьерного транспорта

одержание